Неверные данные о месте работы

В кредитных бюро бьют тревогу из-за роста числа заявок на кредит, содержащих фальшивые данные о работодателях

— За 2012 год количество заявок на кредит с признаками мошенничества увеличилось на 31%. От этого страдают не только кредиторы, но и добросовестные заемщики, — отмечает он. Из-за роста мошенничества банки закладывают потери в стоимость займов, увеличивая кредитную ставку для всех своих клиентов.

Как пояснили «Известиям» в ОКБ, граждане указывали в качестве работодателей компании, исключенные из ЕГРЮЛ, организации, отсутствующие по фактическому адресу, а также имеющие массовую регистрацию, и фирмы-однодневки, информации о которых нет ни в налоговых органах, ни в реестре юрлиц.

Ситуация, о которой говорится в исследовании ОКБ, характерна прежде всего для крупных банков, ориентированных на работу с гражданами, отмечает замначальника управления безопасности банка «Интеркоммерц» Михаил Трошин.

— Логика мошенников сводится к тому, что у крупного банка огромный поток кредитных заявок, и поэтому можно проскочить, — поясняет он.

http://s2.uploads.ru/t/67SkE.png
Фото: Глеб Щелкунов

Для снижения банковских рисков при кредитовании Центробанк недавно опубликовал на своем сайте списки ликвидированных компаний, а также организаций, отсутствующих по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Регулятор советует банкам пользоваться списками при заключении договоров с корпоративными клиентами, обновлении сведений о юрлицах, находящихся на обслуживании, оценке рисков в рамках «антиотмывочного» законодательства, а также при рассмотрении вопросов о расторжении соглашений с организациями. Однако эти же списки могут помочь банкам проверять представленные гражданами сведения о работодателях.

— Списки, предоставленные Банком России, конечно, принимаются к сведению и оказывают определенную помощь, — говорит зампред банка «Стратегия» Юрий Пичурин. — Однако их недостаточно. Сведения о работодателе в любом случае должны подтверждаться также телефонным звонком последнему.

— Если в результате проверки обнаруживается фальсификация данных, клиенту отказывают в кредите и он вносится в так называемый черный список, который, вероятно, есть у каждого банка, — отмечает Пичурин. — В него входят все фальсификаторы и неплательщики.

В том случае, если выявляется мошенник, банки стараются рассказать об этом своим коллегам — это так называемый банковский обмен, говорит Трошин.

— Вещь весьма полезная, потому что нередки случаи, когда один и тот же недобросовестный заемщик пытается взять кредит в разных банках и в разных регионах по аналогичным документам, — отмечает он.

— Банки также сообщают о нарушителях в бюро кредитных историй, — отмечает гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. — Тогда у человека в «личном деле» появляется запись о попытке предоставить недостоверные данные. Попытка обмана снижает возможность для граждан получить кредит в будущем.

Однако эксперты обращают внимание и на другой аспект проблемы — низкую финансовую грамотность населения.

По словам директора департамента противодействия мошенничеству и андеррайтинга ХКФ-банка Владислава Гужелева, граждане не всегда умышленно сообщают недостоверные сведения о работодателе: вкрадываются банальные ошибки (неверно указан ИНН или организационно-правовая форма компании). Некоторые из заемщиков просто не хотят, чтобы информация о займе дошла до работодателя

Участники рынка ратуют за внедрение западных подходов.

— В США при подаче кредитной заявки гражданин должен предоставить номер своей страховки, — говорит начальник управления верификации и андеррайтинга банка «Стройкредит» Григорий Перепелов. — Банк в таком случае сразу видит, где работает человек, как долго, какой у него доход, имел ли он неприятности с законом. В свою очередь, наше государство предлагает банку верить предоставленной клиентом справке 2-НДФЛ, которую любой старшеклассник прекрасно сделает с помощью графического редактора и записям из трудовой книжки, которую также не трудно подделать.

По мнению банкиров, проблема с мошенничеством на этапе рассмотрения кредитной заявки была бы решена, если бы участники рынка получили доступ к данным Пенсионного фонда.

Источник

Теги: Неверные данные о месте работы